«Причиной нарушения эсминцем США границы России стало разгильдяйство»

Российское военное ведомство рассказало об инциденте, который произошел в российских территориальных водах с американским эсминцем «Джон Маккейн» в заливе Петра Великого. Американский корабль нарушил морскую границу, и экипажу большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов» пришлось пресечь действия американца. Мы спросили эксперта о возможных причинах инцидента.

Команда «Адмирала Виноградова» связалась с экипажем американского эсминца по международному каналу связи. Иностранный корабль предупредили о недопустимости таких действий. Напомнили о возможности применения таранного маневра для вытеснения нарушителя из территориальных вод. «Джон Маккейн» сменил курс и ушел в нейтральные воды. В помощь «Адмиралу Виноградову» направлен корвет Тихоокеанского флота «Совершенный».

Как сказал «МК» военный эксперт, капитан 1 ранга Владимир Гундаров, американцы считают, что имеют право прохода через территориальные воды любого государства в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Эта конвенция подписана в 1982 году, вступила в действие в 1994 году.

В то же время, Россия установила ширину территориальных вод в 12 миль (22,5 км). Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

-Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства, — сказал Владимир Гундаров. – При этом подводные лодки должны идти только в надводном положении. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода судна соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

По словам эксперта, исключение из этого правила – проход по Северному морскому пути, который рассматривается, как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация Российской Федерации. Плавание по Севморпути осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.

— Что касается залива Петра Великого, то командир американского эсминца продемонстрировал плохое знание навигации и правил прохода российских территориальных вод, — считает Владимир Гундаров. — Он должен был знать, что Россия болезненно реагирует на заходы военных кораблей в свои территориальные воды. Либо знал, но решил проявить эдакое ухарство, а получилось — просто нахулиганил, как последний пацан.

Кстати, с ракетным эсминцем «Джон Маккейн» и раньше случались всякие неприятности. Например, в августе 2017 года он был протаранен танкером, получил пробоину в борту. Танкер и эсминец следовали параллельными курсами, когда «Джон Маккейн» вдруг резко повернул влево, пересекая курс танкера, подставил ему свой борт и получил пробоину. Команда танкера утверждала, что эсминец шел без огней и не реагировал на предупреждения гражданского судна об опасности столкновения. Тогда пять американских моряков получили ранения, а десять пропали без вести, потом объявили их погибшими.

По словам эксперта, это далеко не единственный случай столкновения американских кораблей.

— То ли морских офицеров плохо обучают, то ли набирают совершенно безответственных людей, — сказал Владимир Гундаров. — Нарушение российской границы в проливе Петра Великого, скорее всего, один из примеров разгильдяйства и низкого уровня профессиональной подготовки американских морских офицеров – командира, его помощников, штурмана, вахтенного офицера.

Отвечая на вопрос, каков международный протокол действий военных кораблей против нарушителей морской границы, эксперт сказал:

-Протокол каждый раз устанавливается, исходя из ситуации, в каждом конкретном случае. Если есть санкция высшего военно-политического руководства страны, могут приниматься жесткие меры, но без стрельбы на поражение, так как последнее означает войну.

Если санкции нет, никто не возьмет на себя ответственность за решительные действия.

Гундаров уточнил, что стрельба открывается в исключительных случаях, и исключительно — предупредительная. А на поражение – никогда.

Эксперт напомнил, как 12 февраля 1988 года в Черном море сторожевые корабли «Беззаветный» и «СКР-6» провели операцию по вытеснению американских кораблей — крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» — из территориальных вод СССР.

-«Беззаветный» переложил руль вправо и произвел навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов, — рассказал Владимир Гундаров. — От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку.

Источник