Меню Закрыть

Россия выиграла у США индийский тендер на поставку истребителей

Платить за самолеты будут не пальмовым маслом или кофе

Военно-воздушные силы Индии намерены обзавестись российскими самолетами МиГ-29 и Су-30МКИ. Речь идет о контракте на поставку 21 самолета МиГ-29 и 12 истребителей «Сухого». При этом, как отмечает издание Eurasian Times, из-за российских самолетов индийцы отказались от покупки американских F-21, которые специально модернизировали под требования индийских ВВС.

Несколько лет американцы обхаживали индийский рынок. Предлагали разные образцы, но остановились на глубокой модернизации легкого универсала-истребителя F-16 от Lockheed Martin, переименованного для Индии в F-21. От предшественника его отличает слегка обновленная авионика, радиолокационная система, увеличенные топливные баки и ракетное вооружение. Американцы подтянули самолет до уровня поколения «4++».

В 2019-м на выставке Aero India 2019 хитом стал F-21. После красочной презентации возможностей нового изделия «Локхида» США не сомневались: индийцы предпочтут их машину. В Вашингтоне уже потирали руки: контракт на 114 самолетов сулил выручку в $15 млрд.

Однако тендер внезапно был провален американцами. Министр обороны и одновременно председатель Совета по оборонным закупкам Индии Раджнатх Сингх  объявил: ВВС купят только российские самолеты. Сингх дал «добро» на покупку партии из 21-го МиГ-29 и 12-ти истребителей Су-30МКИ. Плюс еще 59 «мигов» будут модернизированы.

Оказывается, Нью-Дели и Москва вели переговоры о покупке самолетов МиГ-29 и Су-30МКИ давно. В 2019 году делегация ВВС Индии посетила Россию для знакомства с новыми образцами истребителей.

В Минобороны Индии объявили цену нового контракта с Россией: $991 млн за новые МиГ-29 и модернизацию старых. Дюжина Су-30МКИ обойдется чуть дороже: почти $1,5 млрд. Зато в производстве «сушек» будет участвовать, как и прежде, индийская корпорация — Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Тимофей Борисов рассказал «МК», почему мы обошли в тендере американские самолеты. Не смотря на  то, что F-21 США даже специально адаптировали для индийских ВВС.

–Мы всегда конкурируем там с американцами или французами. Особенно, за объемы поставок. Правда, не по каждой категории вооружений. Например, в беспилотной авиации – мы ничего индийцам поставить не можем. А вот пилотируемая авиация – другое дело! Индийцы тут, скорее всего, руководствовались тем, что у них большой опыт использования именно наших самолетов. Их летчики давно эксплуатируют именно наши самолеты. И им не придется переучиваться, как было бы, если американцы продали им свои F-21. Ну, и сыграла классическая формула соотношения «цена — качество». С учетном нынешней непростой финансовой ситуации и пандемии ­– у Нью-Дели нет возможности разбрасываться деньгами, и они предпочти проверенное решение, с котором они знакомы.

–Скажем просто: наши удобнее, да еще и дешевле?

–По всей видимости, учитывая опыт прошлых контрактов и сравнивая стоимость на американскую технику, то да, наше предложение оказалось дешевле. Не забывайте еще и о непростой экономической ситуации в Индии, из-за чего их военный бюджет был сокращен. Но на фоне возможного возобновления конфликтов с Пакистаном и Китаем они все-таки поняли необходимость закупки современных самолетов. И наше предложение оказалось, видимо, выгоднее. Правда, сейчас пандемия наложила свой отпечаток. Трудно сказать, как быстро будут реализованы поставки.

–В контракте Россия обязуется поставить десятки самолетов. Это крупный контракт. Можно говорить об успехе?

–Это, как минимум, опровержение тезиса, который мы часто слышим: «Россия потеряла индийский рынок». Мы в Центре анализа стратегий и технологий всегда говорили: такие заявления, учитывая какой-то короткий отрезок времени, некорректны. Поставки вооружений всегда надо рассматривать в более глобальном сроке: от пяти лет и больше. И что мы видим сейчас? Один контракт сразу меняет ситуацию.

–Как случилось, скажем, с комплексом С-400?

–Совершенно верно. И тогда тоже был период некоторой стагнации в наших военно-технических отношениях с Индией. И кстати, индийское руководство в этом вопросе не пугают санкции, которыми угрожают США. Но надо понимать, что индийцы тут руководствуются своими требованиями и возможностями, – и перехода к какому-то одному поставщику у них нет. Берут там, где удобнее и выгоднее на данный момент.

–Может ли с Индией повториться ситуация как с Индонезией, когда часть контракта оплачивалась бартером — пальмовым маслом и кофе.

–Я так скажу: Россия давно не работает по чисто бартерным схемам, и даже когда частичная оплата бартерным товаром проходит, в итоге все же деньги к нам приходят, а не товар. И потом, эти товары поставлялись на открытый рынок, где оно реализовывалось за твердую валюту. Это такая форма перерасчета, если позволите. Что касается Индии, то она не Индонезия. Впрочем, не исключаю, что будет открыта какая-то кредитная линия. Но в любом случае они все оплатят.

Читайте также: Германия и Штаты ставят на карту будущее Скандинавии и Прибалтики

Источник: